Ораторские приемы: «Сталкивание противоречивых версий»

woman at podium

Ораторские приемы: «Сталкивание противоречивых версий»

Сталкивание противоречивых версий является эффективным приемом оратора, который можно использовать при оценке события, мнения, факта, аргумента. Он заставляет слушателей проводить активный мыслительный процесс, заостряет внимание, любопытство, расширяет критическое мышление.
Этот прием использует логический закон противоречия. Закон противоречия говорит о противоречащих друг другу высказываниях, то есть о таких высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. К ним относятся, например, высказывания: «Луна — спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли»; «Трава — зеленая» и «Неверно, что трава зеленая» и т.п. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом — это же самое отрицается. Закон противоречия был открыт древнегреческим философом Аристотелем, считавшим его наиболее важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия.
В ораторском искусстве дискуссии, дебаты, споры, полемика происходят только при наличии условия противоречивых позиций.
Пример №1. «Октябрь 1917 года – революция или переворот?» После перестройки появилось мнение некоторых историков, что на самом деле в 1917 году произошла не революция, а переворот. Надо отметить, что термин «Октябрьская революция» появился позже, сначала и сами большевики довольно долго называли событие, произошедшее в 1917 году, переворотом. Думаю, это верно. Сначала был заговор и переворот, а затем уже позже закрепившиеся у власти большевики начали проводить в стране революционные преобразования.
Пример №2. Педагог начального класса школы № 1 Иванова слишком строга к детям. Об этом говориться в жалобах детей своим родителям. Однако педагог не переступал через черту недозволенного в своей работе. И строгость по отношению к детям была по нраву и родителям, у которых не было времени быть чаще со своими детьми. Родители сами часто просили быть построже с детьми ради хороших результатов в учебе и в плане воспитания.
Пример №3. Есть мнение, что в большом секрете держится состав напитка кока-колы. Но многие считают, что на самом деле никакого секрета уже давно нет, поскольку современные приборы физико-химического анализа за несколько часов выдадут любому желающему подробную таблицу веществ, входящих в состав чего угодно — хоть газировки, хоть «паленой» водки. Однако, сторонники, якобы, тайны состава кока-колы объясняют, что приборы могут дать только сведения о веществах, а не о сырье для их получения.
Многие видные ораторы часто для объективности своей речи прибегают приемам сталкивания противоречивых версий. Используйте почаще и вы ораторский прием «сталкивания противоречий»!